Важные документы, разъяснения и проекты

Внесены изменения в Постановление № 1137

Правительство РФ постановлением от 24.10.2013 № 952 внесло изменения в свое постановление от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость». Эти изменения учитывают вступившие в силу с 1 июля 2013 года поправки, внесенные в главу 21 НК РФ Федеральным законом от 05.04.2013 № 39-ФЗ.

Напомним, что, согласно новому пункту 2.1 статьи 154 НК РФ, с 1 июля 2013 года бонусы, выплаченные (предоставленные) продавцом товаров (работ, услуг) их покупателю, не уменьшают для целей исчисления налоговой базы продавцом (и применяемых налоговых вычетов их покупателем) стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Исключение – случаи, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (поощрительной выплаты) предусмотрено договором.

В соответствии с новой редакцией пункта 10 статьи 154 НК РФ увеличения стоимости (без учета НДС) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за увеличения цены (тарифа) и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, учитывается при определении налогоплательщиком налоговой базы за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур, а не в периоде отгрузки, как было раньше.

Еще одно новшество, которое появилось в главе 21 НК РФ и теперь учтено в Постановлении № 1137, – это возможность составления единого корректировочного счета-фактуры на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, указанных в двух и более счетах-фактурах, составленных налогоплательщиком ранее (подп. 5.2 ст. 169 НК РФ).

Налоговые органы формируют единую методологическую позицию

ФНС России приказом от 17.10.2013 № ММВ-7-3/449@ утвердила Порядок организации деятельности налоговых органов по вопросам формирования единой методологической позиции в области налогообложения юридических лиц. Единая позиция должна формироваться по методологическим вопросам применения положений следующих глав Налогового кодекса РФ:

Очевидно, формирование единой методологической позиции по региональным (транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций) и местным (земельный налог) не предполагается.

Порядок устанавливает процедуру действий налоговых органов по сбору и обобщению методологических вопросов для формирования единой методологической позиции в области налогообложения юридических лиц. (Методологический вопрос – это вопрос, возникший в связи с неоднозначным толкованием положений перечисленных выше глав Налогового кодекса РФ применительно к конкретной ситуации).

Согласно Порядку, налоговые инспекции должны направлять в региональные управления (а инспекции по крупнейшим налогоплательщикам – в ФНС России) проекты актов (разделы проектов актов) камеральных и выездных налоговых проверок, содержащие методологические вопросы, по которым имеется хотя бы одно из следующих оснований:

  1. отсутствуют разъяснения ФНС России;
  2. разъяснения Минфина России не совпадают с позицией, изложенной в письмах ФНС России по аналогичному вопросу;
  3. разъяснения Минфина России и (или) ФНС России не совпадают с позицией, изложенной в судебных актах арбитражных судов, вступивших в законную силу;
  4. отсутствует судебная практика;
  5. существует противоречивая судебная практика.

Не рассматриваются в качестве методологических вопросов:

Региональные управления силами отделов налогообложения юридических лиц, отделов налогообложения юридических лиц и камерального контроля или отделов налогообложения и камерального контроля (ФНС России силами Управления налогообложения юридических лиц) с привлечением при необходимости других отделов, рассматривают представленные проекты актов (разделы актов) и направляют заключения в инспекции. Такие заключения должны содержать рекомендации по отражению методологических вопросов в актах налоговых проверок.

Отметим, что ФНС России выпустила письмо от 18.10.2013 № ЕД-4-3/18669 «Об отделах налогообложения юридических лиц». В нем отмечается, что системное функционирование налоговых органов предполагает единообразие применяемых в ФНС России и УФНС России по субъектам РФ механизмов реализации возложенных на налоговые органы функций и задач, а также применение единого методологического подхода к применению норм законодательства о налогах и сборах.

Согласно Положению об Управлении налогообложения юридических лиц ФНС России (утв. приказом ФНС России от 29.07.2013 № ММВ-7-3/255@), его основной функцией является выработка и обеспечение практического применения позиции ФНС России по методологическим вопросам налогообложения юридических лиц и специальных налоговых режимов.

Данная функция реализуется путем осуществления деятельности по методологическому обеспечению работы налоговых органов, информированию налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов по указанным вопросам, осуществление контроля качества налогового администрирования в части исчисления и уплаты юридичес­кими лицами налогов и сборов (в том числе участие в подготовке заключений по проектам актов налоговых проверок, отзывов на исковые заявления в части методологических вопросов налогообложения, представление интересов налоговых органов в судебных заседаниях и др.).

ФНС России рекомендует региональным управлениям выстроить работу отделов налогообложения юридических лиц аналогичным образом. А вот практику подготовки такими отделами позиций по вопросам, находящимся вне их компетенции (таким как соблюдение налоговых процедур, правильность оформления документов, образующихся в деятельности налоговых органов, организация налоговых проверок с участием сотрудников органов внутренних дел, противодействие созданию «фирм-однодневок» и их использованию для незаконного обналичивания денежных средств и т.д.), ФНС России считает неприемлемой.

Код ОКТМО в налоговых декларациях

ФНС России в письме от 17.10.2013 № ЕД-4-3/18585 сообщает, что в целях обеспечения систематизации и идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и входящих в их состав населенных пунктов Минфин России принял решение о переходе с 1 января 2014 года на использование в бюджетном процессе кодов Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО). Они придут на смену кодам Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО).

В связи с этим ФНС России рекомендует налогоплательщикам и налоговым агентам при заполнении налоговых деклараций, начиная с 1 января 2014 года, до утверждения новых форм налоговых деклараций в поле «код ОКАТО» указывать код ОКТМО.

Данные рекомендации относятся к сведениям, указываемым в следующих налоговых декларациях:

Первичный учетный документ на основе счета-фактуры

В письме от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ ФНС России рассмотрела вопрос оценки налоговыми органами документов, которые одновременно содержат все обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством и для счетов-фактур, и для первичных учетных документов. Позиция, сформированная ФНС России по этому вопросу, доведена до нижестоящих налоговых органов.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.

Ни глава 21 НК РФ, ни постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» не содержат ограничений на введение в формы счетов-фактур дополнительных реквизитов. Указание в счетах-фактурах дополнительных реквизитов (сведений) не является основанием для отказа в вычете сумм НДС, предъявленных покупателю продавцом (письмо Минфина России от 09.02.2012 № 03-07-15/17).

Согласно статье 252 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 313 НК РФ определено, что подтверждением данных налогового учета являются в том числе первичные учетные документы (включая справку бухгалтера).

Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрена самостоятельность хозяйствующих субъектов в выборе форм документирования фактов хозяйственной жизни. В статье 9 Закона № 402-ФЗ установлен только перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов.

Таким образом, начиная с 2013 года, любой хозяйствующий субъект, не нарушая законодательство, может объединить информацию ранее обязательных для применения форм по передаче материальных ценностей (ТОРГ-12, М-15, ОС-1, товарный раздел ТТН) с дублирующими по большинству позиций реквизитами с информацией счетов-фактур, выписываемых в целях исполнения законодательства по налогам и сборам.

Такое объединение при соблюдении требований Закона № 402-ФЗ и главы 21 НК РФ не может лишить хозяйствующего субъекта ни возможности учитывать оформленный факт хозяйственной жизни в целях бухгалтерского учета, ни возможности использовать право на налоговый вычет по НДС и возможности использовать право подтверждения затрат в целях исчисления налога на прибыль организаций (и других налогов).

Используя приведенные принципы и основания, ФНС России предложила к применению форму универсального передаточного документа (см. ниже) на основе формы счета-фактуры.

Форма носит рекомендательный характер. Ее неприменение для оформления фактов хозяйственной жизни не может быть основанием для отказа в учете этих фактов хозяйственной жизни в целях налогообложения.

Предложение ФНС России формы универсального передаточного документа не ограничивает права хозяйствующих субъектов на использование иных соответствующих условиям статьи 9 Закона № 402-ФЗ форм первичных учетных документов (из действовавших ранее альбомов или самостоятельно разработанных) и формы счета-фактуры, установленной непосредственно постановлением Правительства РФ № 1137.

Приложение

Порядок представления деклараций по НДС с 1 января 2014 года

ФНС России письмом от 17.10.2013 № ЕД-4-3/18592 довела до сведения нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков письмо Минфина России от 08.10.2013 № 03-07-15/41875. В этом письме Минфин России разъясняет порядок представления деклараций по НДС, начиная с 1 января 2014 года.

Как известно, с 1 января 2014 года вступят в силу изменения, внесенные в пункт 5 статьи 174 НК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ. Согласно абзацу 1 пункта 5 статьи 174 НК РФ в новой редакции налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 НК РФ (не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, а также налогоплательщики, реализующие товары (работы, услуги), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС), обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.

Минфин России разъяснил, что представление налоговой декларации по НДС производится указанными выше лицами по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, начиная с налогового периода за первый квартал 2014 года.

Кроме того, Минфин России указал, что перечисленные выше лица вправе представлять уточненные налоговые декларации по НДС за налоговые периоды, предшествующие налоговому периоду первого квартала 2014 года, в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона №134-ФЗ.

Индексация базы для начисления страховых взносов

Правительство РФ подготовило проект постановления, согласно которому с 1 января 2014 года подлежит индексации в 1,098 раза предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предусмотренная частью 4 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». На момент подписания номера в печать проект прошел все подготовительные процедуры и будет обнародован в ближайшее время.

Для плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предусмотренных в пункте 1 части 1 статьи 5 указанного закона, база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации составит в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 624 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2014 года.

Подготовила Нина Иволгина