Студентам – профессиональное образование

Л.И. Хоружий, президент ИПБ Московского региона, докт. экон. наук, профессор

О.М. Островский, научный руководитель ИПБ России, докт. экон. наук, профессор

Высшее образование в России перестраивается в соответствии с Болонским соглашением: с 2003 года введены два уровня высшего образования — бакалавр и магистр. Поговорим о том, к каким последствиям привела реформа образования и о роли профессиональных организаций в обучении молодых специалистов.

Европейская система образования для бухгалтеров: российские особенности

Российская система образования была направлена на подготовку специалистов. Так, вузы специализировались на подготовке бухгалтеров высшей квалификации в определенной отрасли (промышленность, сельское хозяйство, банковская деятельность и т.п.). Для этого разрабатывались образовательные стандарты, направленные на достижение студентами необходимого уровня знаний и навыков в определенной отрасли.

Переход на европейскую систему высшего образования привел к потере специализаций по направлениям. Современное вузовское образование направлено на получение комплекса знаний, позволяющего молодому специалисту при трудоустройстве легко адаптироваться и освоить те знания, которые необходимы для выполнения занимаемой должности. При этом адаптация молодого специалиста зависит от его квалификации и полученных навыков и, как правило, занимает немало времени.

В недалеком прошлом существовала система распределения молодых специалистов по заявкам организаций. Несмотря на недостатки этой системы, она позволяла трудоустраивать молодых специалистов. Сейчас вопросами трудоустройства им приходится заниматься практически самостоятельно. А значит, уже по окончании вуза молодой специалист должен обладать высоким уровнем профессиональной компетентности, которая в значительной степени сокращает риск ошибок. Этот показатель отражает профессиональную ценность специалиста.

 

Вставка: «Болонский процесс»

19 июня 1999 года в итальянском городе Болонье состоялась специальная конференция, на которой министры образования 29 государств Европы подписали декларацию «Зона европейского высшего образования» (Болонскую декларацию или соглашение). Именно эту дату принято считать официальной датой начала Болонского процесса. Россия подписала Болонскую декларацию в сентябре 2003 года на встрече министров образования стран Европы, которая проходила в Берлине.

Болонский процесс преследует ряд целей:

- построение европейской зоны высшего образования, которая должна способствовать развитию мобильности граждан, предоставляя возможность трудоустройства;

- формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научнотехнического потенциала Европы, повышение престижности европейской высшей школы в мире;

- обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги и влияние;

- достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования, повышение качества образования;

- повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей. Университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

/Конец вставки

 

Уровень компетентности зависит прежде всего от полученного специалистом образования, а также знаний и опыта, накопленных в процессе профессиональной деятельности. Именно поэтому при подборе кадров, особенно высшего звена (главный бухгалтер, финансовый директор и т.п.), работодатели в первую очередь обращают внимание на опыт специалиста в той или иной области. Однако этот показатель достаточно условен и не защищает работодателя от риска приобретения специалиста с недостаточными знаниями и навыками.

Как видим, налицо конфликт интересов. Высшее образование (Минобрнауки РФ) обеспечивает бакалаврам экономики только общие знания по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Работодатели хотят минимизировать свои затраты на обучение молодых специалистов и риски, связанные с их недостаточной квалификацией. А сами молодые специалисты заинтересованы в выгодном трудоустройстве сразу по окончании вуза.

Роль профессиональных организаций в обучении молодых специалистов

Восполняя пробел в обучении специалистов, во всем мире наряду с вузовским образованием развивается система профессионального образования. Ею, как правило, занимаются некоммерческие саморегулируемые негосударственные организации (СРО), определяющие стандарты профессиональной деятельности, включая стандарты профессионального образования.

Систему профессионального образования для бухгалтеров регулирует Международная федерация бухгалтеров (IFAC), объединяющая 2,5 млн специалистов из 120 стран мира. Россию в IFAC представляет ИПБ России, который был принят в эту организацию в 2001 году.

Брендом Международной федерации бухгалтеров является звание «Профессиональный бухгалтер». Его могут получить только члены национальных профессиональных организаций, входящих в состав IFAC и выполняющих ее требования к образовательным стандартам.

Данные стандарты определяют уровень знаний и навыков, которым должны обладать профессиональные бухгалтеры. Национальные организации, входящие в состав IFAC, конкретизируют требования к образовательным стандартам и устанавливают на их основе свои стандарты для специалистов в области бухгалтерского учета. Заметим, что IFAC проводит планомерную работу, направленную на обеспечение единства и полноты стандартов профессионального образования всех своих членов.

ИПБ России как член IFAC с 2001 года установил требования к уровню знаний и навыков профессиональных бухгалтеров в России. Институт стремится к созданию механизма, при котором должности главного бухгалтера и финансового директора смогут занимать только профессиональные бухгалтеры, аттестованные по соответствующей специализации и постоянно повышающие свою квалификацию.

Поддерживая молодых специалистов, ИПБ России разработал для них программу подготовки и аттестации, которая позволяет молодому специалисту еще в процессе обучения в вузе получить знания и навыки, необходимые профессиональному бухгалтеру. В отличие от вузовского образования эта программа максимально удовлетворяет потребности работодателей: они получают квалифицированных специалистов, способных выполнять свои трудовые функции без дополнительных затрат на обу-чение.

Основными задачами, на решение которых направлена разработанная ИПБ России программа подготовки и аттестации молодых бухгалтеров, являются:

- помощь в адаптации к предстоящей трудовой деятельности,

- помощь в поиске достойной работы.

 

Вставка: ИПБ России

Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России создан в апреле 1997 года. В настоящее время ИПБ России — это корпоративная сеть, которая объединила в единую профессиональную организацию:

– более 100 000 профессиональных бухгалтеров;

– более 1 200 аттестованных преподавателей;

– более 100 крупных промышленных предприятий;

– 77 территориальных институтов и палат профессиональных бухгалтеров и аудиторов;

– около 400 учебно-методических центров (УМЦ).

За время существования ИПБ России проведена переподготовка более 200 000 профессиональных бухгалтеров.

/Конец вставки

 

Профессиональное обучение в ИПБ России

ИПБ России осуществляет подготовку и аттестацию профессиональных бухгалтеров по трем направлениям:

1) профессиональный бухгалтер коммерческой организации;

2) профессиональный бухгалтер по МСФО;

3) профессиональный бухгалтер бюджетного учреждения.

Профессиональный бухгалтер коммерческой организации может получить аттестат по одной или нескольким из следующих специализаций:

- главный бухгалтер, бухгалтер-эксперт (консультант) коммерческой организации;

- финансовый директор (менеджер), финансовый эксперт (консультант) коммерческой организации;

- директор по управленческому учету коммерческой организации;

- бухгалтер-практик коммерческой организации.

В скором времени появятся еще три специализации, которые сможет получить профессиональный бухгалтер коммерческой организации (соответствующие программы обучения и аттестации сейчас находятся в стадии разработки):

- налоговый консультант (налоговый эксперт);

- внутренний аудитор;

- профессиональный бухгалтер, специализирующийся в определенной отрасли (виде деятельности). Например, профессиональный бухгалтер в агропромышленной отрасли.

Квалификационный аттестат профессионального бухгалтера могут получить только действительные члены ИПБ России. Чтобы стать действительным членом ИПБ России, нужно выполнить три последовательных шага:

1) стать кандидатом в действительные члены ИПБ России;

2) пройти обучение по программам подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров;

3) сдать квалификационные экзамены.

Кандидатом в действительные члены ИПБ России может стать физическое лицо, имеющее:

- образование не ниже среднего специального экономического;

- стаж работы не менее трех (для лиц, имеющих высшее экономическое образование) или пяти лет (для лиц, имеющих среднее специальное или незаконченное высшее экономическое образование) в должностях главного бухгалтера, руководителя финансово-экономической службы и их заместителей или на руководящих должностях, требующих знания бухгалтерского учета, а также консультантов и преподавателей по бухгалтерскому учету.

Студенты экономических вузов могут стать кандидатами в действительные члены ИПБ России на льготных условиях. Во-первых, они могут не дожидаться получения высшего образования. А, во-вторых, им не нужно иметь минимальный необходимый стаж работы (три года) на должностях главного бухгалтера (заместителя) и т.п., но только при условии сдачи экзамена и получения аттестата резерва профессионального бухгалтера.

Отметим, что в случае если студент, имеющий аттестат резерва профессионального бухгалтера, проработал не менее двух лет на руководящей должности, требующей знания бухгалтерского учета, он автоматически, без дополнительного экзамена, получает аттестат профессионального бухгалтера.

В ИПБ России разработаны три вида программ подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров: 240, 280 или 500 часов. Длительность обучения зависит от уровня образования кандидата в действительные члены ИПБ России и выбранной им специализации. Пройти обучение по этим программам можно:

- очно — в одном из аккредитованных при ИПБ России учебно-методических центров (УМЦ);

- очно-заочно — с использованием электронного учебника ИПБ России для самостоятельной подготовки к экзаменам и консультациями в одном из УМЦ;

- заочно — с использованием электронного учебника ИПБ России для самостоятельной подготовки к экзаменам.

Студентам экономических вузов необязательно проходить обучение в объеме 240, 280 или 500 часов. Им засчитывается часть знаний, полученных в процессе получения высшего образования, и предлагается пройти обучение лишь по неизученным в вузе разделам программы.

После успешной сдачи квалификационных экзаменов кандидат получает аттестат профессионального бухгалтера и статус действительного члена ИПБ России, который обязан:

- повышать свою квалификацию не менее 40 часов в год или 200 часов за пять лет. По истечении пяти лет при условии, что квалификация повышалась в необходимом объеме, аттестат профессионального бухгалтера продлевается на следующие пять лет;

- соблюдать Кодекс профессиональной этики и другие требования, установленные ИПБ России.

 

Вставка: Что такое квалификационный аттестат

Квалификационный аттестат профессионального бухгалтера ИПБ России:

– подтверждает высокий профессионализм его владельца;

– является гарантией для общества и в первую очередь для работодателя, что владелец аттестата оказывает качественные услуги, постоянно повышает свою квалификацию и соблюдает нормы профессиональной этики;

– обеспечивает владельцу востребованность на рынке труда.

/Конец вставки

Блочная система обучения и аттестации профессиональных бухгалтеров

В настоящее время ИПБ России внедряет блочную систему обучения и аттестации профессиональных бухгалтеров. Суть ее состоит в том, что претенденту в действительные члены ИПБ России необязательно проходить обучение и сдавать экзамены сразу по всей программе, а разбить этот процесс на части — блоки. Такая система позволяет более гибко планировать как финансовые, так и временные затраты на обучение (см. таблицу). В ней на примере РГАУ — МСХА им. К.А. Тимирязева рассмотрены длительность обучения, критерии аттестации, а также стоимость.

В блок 1 входят раздел I «Профессиональные ценности и этика» и раздел ІI «Бухгалтерский учет». Отметим, что раздел «Профессиональные ценности и этика» претендентам предлагается изучить самостоятельно по соответствующему учебному пособию.

На изучение раздела «Бухгалтерский учет» отводится 78 часов. Однако преподаватель может сократить это количество в зависимости от вопросов, которые по этой дисциплине были изучены в вузе.

Блок 2 включает разделы «Правовое регулирование хозяйственной деятельности» и «Основы аудита».

Блок 3 посвящен изучению разделов «Управленческий учет 1» и «Финансовый менеджмент 1».

В блоке 4 претенденты изучают разделы «Налогообложение 1» и «Информационные и справочные правовые системы».

Блок 5 предназначен для изучения продвинутых курсов по специализациям (в суммарном объеме 40 часов). Например, для получения аттестата профессионального бухгалтера по специализации главный бухгалтер необходимо изучить курс «Бухгалтерская финансовая отчетность» и сдать по нему экзамен. Аттестат по специализации финансовый директор предполагает изучение и аттестацию по дисциплинам «Финансовый менеджмент 2» и «Бухгалтерская отчетность». Аналогично можно сдать экзамен по специализациям: директор по управленческому учету, главный бухгалтер по МСФО и т.п. Очевидно, что чем больше специалист имеет аттестатов, тем больше у него шансов найти достойную работу. Профессиональное образование является залогом успешной деятельности и продвижения на рынке бухгалтерских услуг.

Чтобы получить аттестат профессионального бухгалтера по любой специализации, необходимо сдать экзамены по всем пяти блокам. Экзамены проходят в форме тестирования. Обратите внимание, что к экзамену по блоку 5 претендент может быть допущен только после успешной сдачи экзаменов по первым четырем обязательным блокам.

В завершение скажем несколько слов о коммерческой стороне вопроса. Для получения диплома студентам необходимо учиться пять лет и потратить на обучение в среднем более 300 000 руб. Для получения аттестата профессионального бухгалтера дополнительно надо пройти обучение в объеме не более 240 часов и потратить около 20 000 руб., что составляет 6,5% стоимости обучения в вузе.

 

Вставки: Права и обязанности действительных членов ИПБ России

Статус действительного члена ИПБ России получают физические лица, имеющие:

— квалификационный аттестат профессионального бухгалтера ИПБ России;

— аттестат преподавателя ИПБ России;

— квалификационный аттестат аудитора;

— сертификаты международно признанных институтов[1];

— диплом доктора экономических или юридических наук;

— аттестат профессора по профильным специальностям.

Действительные члены ИПБ России имеют право:

— участвовать в управлении ИПБ России;

— участвовать в разработке документов, определяющих основные направления деятельности ИПБ России;

— вносить предложения по совершенствованию законодательства и нормативной базы в области бухгалтерского учета, аудита, налогообложения;

— участвовать в разработках методических рекомендаций по различным вопросам бухгалтерского учета, аудита, налогообложения и финансового менеджмента, финансируемых ИПБ России;

— пользоваться всесторонней поддержкой ИПБ России при рассмотрении вопросов, затрагивающих профессиональные интересы членов ИПБ России, в том числе в органах государственной власти;

— сдать экзамен на получение аттестата ИПБ России по другим специализациям на договорной основе без дополнительного обучения;

— обращаться за содействием и получать рекомендации ИПБ России для трудоустройства;

— другие права, предусмотренные Уставом и Положением о членстве в ИПБ России.

Кроме того, действительные члены ИПБ России могут воспользоваться дополнительными услугами, предоставляемыми ИПБ России:

— получать информацию о новых документах и проектах международных организаций в сфере бухгалтерского учета и аудита, прежде всего международных стандартах финансовой отчетности (МСФО), международных стандартах аудита (МСА), международных стандартах образования (МСО);

— получать методическую литературу по вопросам бухгалтерского учета, аудита, налогообложения и др., которая бесплатно распространяется среди членов ИПБ России;

— пользоваться юридическими консультациями по вопросам хозяйственного, корпоративного, трудового права, интеллектуальной собственности;

— получить доступ к специальной интернет-версии системы «Гарант» для профессиональных бухгалтеров;

— получать льготы, предоставляемые фирмами-партнерами ИПБ России в рамках программы «Специальная цена для профессиональных бухгалтеров»;

— получать скидки (не менее 10%) на все платные мероприятия, проводимые ИПБ России (конгрессы, семинары, круглые столы и т.п.). Ряд семинаров для членов ИПБ России и ТИПБ проводится бесплатно.

Действительные члены ИПБ России добровольно принимают на себя обязанности:

— соблюдать интересы ИПБ России, положения Устава и Кодекса этики члена ИПБ России;

— ежегодно повышать свою квалификацию в порядке и на условиях, определяемых Положением о постоянном повышении квалификации членов ИПБ России;

— своевременно оплачивать ежегодные членские взносы в размере, определенном в Положении о членстве в ИПБ России;

— другие обязанности, предусмотренные Уставом и Положением о членстве в ИПБ России.

/Конец вставки



Таблица. Блочная система обучения и аттестации профессиональных бухгалтеров

Наименование блока Стои-мость блока (руб.) Стоимость (руб.) Количество часов обучения Количество вопросов в тесте Количество правильных ответов, необходимое для сдачи экзамена
обуче-ния тести-рования по разделу по блоку по разделу по блоку
Бухгалтерский учет 7460 6620 840 78 88 12 15 10
Профессиональные ценности и этика 10 3 2
Правовое регулирование хозяйственной деятельности 2960 2568 392 24 36 5 7 3
Основы аудита 12 2 1
Управленческий учет 1 4560 4000 560 22 44 5 10 3
Финансовый менеджмент 1 22 5 3
Налогообложение 1 2760 2312 448 24 32 5 8 4
Информационные и справочные правовые системы 8 3 2
Продвинутые курсы 4060 3500 560 40 40 10 10 8
Итого 21800 19000 2800 240 50 50 36

 



[1] 1САР – международный сертифицированный практикующий бухгалтер;

CIPA – международный сертифицированный профессиональный бухгалтер;

ACCA – сертифицированный присяжный бухгалтер (Англия);

CPA – сертифицированный публичный бухгалтер (США).